Не зависимо от того, на чем специализируется музей, большинство из них организуют рядом магазины с сувенирной продукцией. Там продают такую продукцию, как игрушки и сувениры, отражающие суть экспозиций музея.
Например, подобный магазинчик открыт в океанариуме Санкт-Петербурга. Вначале человек оказывается в самом океанариуме. Он изучает его, проходя определенный путь. В конце этого пути посетитель оказывается в магазинчике с подарками и сувенирами. Они отражают экспозиции музея, темы, связанные с его деятельностью. Как правило, практически все посетители оставляют там довольно много денег, чтобы потом вспоминать, как чудесно провели время в этом месте и как много узнали. Вот что представляет собой сувенирный бизнес.
Важным моментом в организации такой коммерции является верный выбор в расположении торговой точки, чтобы потребители могли приобрести тот или иной товар. В противном случае люди, как правило, не стремятся специально искать подобную лавку, чтобы купить какую-нибудь безделушку.
В последнее время такой бизнес пользуется широкой популярностью среди музеев и мест организации всевозможного отдыха, связанного с большим наплывом туристов. При этом в таких магазинах могут реализовываться вещи, связанные не только с деятельностью определенного музея, но также вполне обычные распространенные сувениры.
Такие вещи, как правило, рассчитаны на иностранцев. Продаваться могут различные магниты с изображениями, именные ручки, диски, дверные таблички, кружки, тарелки и подставки и т. д. Покупая эти вещи, люди обычно даже не задумываются, что оставляют там больше денег, чем при входе в музей.
Такая коммерция сохраняет свою актуальность при любом музее. Например, не так давно был открыт Музей игрушек. В этом месте дети даже могут поиграть с некоторыми экспонатами. Музей представляет вещи народного творчества, игрушки, которые сделаны непосредственно руками человека, старые образцы игрушек, с которыми играли еще бабушки и прабабушки современного поколения.
Но приобрести такие подарки в этом месте нельзя. Эти вещи их авторы производят и по сей день. Некоторые изготовители даже кооперируются с организациями из-за рубежа для выставления там своих работ.
Большинство посетителей музея имеют огромное желание купить подобные эксклюзивные игрушки. Но мастера не видят выгоды в продаже своих изделий местному населению по невысокой цене. Заграничные покупатели предлагают довольно большие суммы денег для приобретения таких товаров. Хотя, следует отметить, что местные посетители, в большинстве своем, готовы отдать немалые средства, чтобы купить такой сувенир.
Надо сказать, что музей мог бы иметь гораздо больше прибыли, если бы он открыл небольшой магазин с сувенирами рядом. Цена на входной билет не в состоянии покрыть ежемесячные расходы, которые музей обязан выплачивать. А многие посетители хотят купить уникальные вещи в память об увиденном на экспозиции. При этом они готовы отдавать за это довольно большие деньги.
К сожалению, музеи не получают достаточного финансирования в настоящее время. Поэтому им необходима некоторая финансовая поддержка. Отличной альтернативой может стать открытие магазина сувениров. Прибыль от реализации товаров из этих лавок поможет решить многие финансовые проблемы, с которыми сталкивается руководство.
Примечательно, что в таком месте продавать можно даже воздух, главное — правильно его оформить. Например, запечатать его в банке и назвать привидением. Таких вариантов бесчисленное множество.
Организация такого небольшого бизнеса поможет руководству музея решить многие финансовые вопросы, к которым можно отнести:
Если добавить музеям России больше коммерции, это позволит сделать их финансово независимыми. Организация подобного бизнеса положительно скажется на жизни музея в целом, а также на его сотрудниках в частности. Ведь это будет способствовать повышению заработной платы.
Предприимчивые бизнесмены могут занять нишу в организации сувенирного бизнеса при музеях, т. к. это довольно прибыльное дело. Люди готовы платить за сувениры в разы больше, чем они отдали за то, чтобы пройти на территорию экспозиции.